История КПСС

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

История Коммунистической партии Советского Союза

(Издание второе,
дополненное)

М О С К В А
Государственное Издательство
политической литературы
1 9 6 3

Учебник подготовлен авторским коллективом в составе:

Б. Н. ПОНОМАРЕВ, академик (руководитель); И. М. ВОЛКОВ, профессор; М. С. ВОЛИН,
кандидат исторических наук; В. С. ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук; А. П. КУЧКИН,
доктор исторических наук; И. И. МИНЦ, академик; Л. А. СЛЕПОВ, кандидат экономических
наук; А. И. СОБОЛЕВ, кандидат философских наук; Б. С. ТЕЛЬПУХОВСКИИ, доктор
исторических наук; А. А. ТИМОФЕЕВСКИЯ, профессор; В. М. ХВОСТОВ, член-корреспондент
Академии наук СССР.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Коммунистическая партия Советского Союза, основанная и выпестованная великим Лениным,
прошла исторический путь, равного которому не знает никакая другая политическая партия в
мире. Это более чем полувековой путь героической борьбы, тяжелых испытаний и всемирно-
исторических побед рабочего класса, побед социализма и коммунизма.

В конце XIX — начале XX века партия вышла на историческую арену и смело повела рабочий
класс и крестьянство на бой против царского самодержавия и российского капитализма. Борьба
против царизма и капитализма в России была также борьбой против мирового империализма.
Россия стала центром мирового революционного движения. Вооружив идеями марксизма-
ленинизма рабочий класс и основные массы трудового крестьянства России, партия обеспечила
победу народа над царской монархией и буржуазией.

Начав с небольших марксистских кружков, действовавших в рабочем движении России с 80-х
годов XIX века, партия превратилась в великую силу, руководящую могучим социалистическим
государством. К своему ХХII съезду — съезду строителей коммунизма — Коммунистическая
партия Советского Союза выросла в могучую десятимиллионную армию, сплоченную на идеях
марксизма-ленинизма, тесно связанную с народом. Из передового отряда рабочего класса она
превратилась в авангард советского народа, стала партией всего народа.

Коммунистическая партия провела народы России через три революции: буржуазно-
демократическую революцию 1905—1907 годов, Февральскую буржуазно-демократическую
революцию 1917 года и Великую Октябрьскую социалистическую революцию — и привела советский народ к всемирно-исторической победе социализма.
Коммунистическая партия выдержала испытания двух империалистических войн (русско-
японской войны 1904—1905 годов и первой мировой войны 1914—1918 годов).
Коммунистическая партия возглавила героическую борьбу советского народа в двух
отечественных войнах, (в гражданской войне 1918—1920 годов и Великой Отечественной_войне
1941—1945 годов). Под руководством партии советский народ и его Вооруженные Силы отстояли
свободу и независимость социалистической Родины от посягательств целого сонма врагов,

На каждом историческом этапе борьбы за свержение господства эксплуататоров и установление
диктатуры пролетариата, построения социализма и коммунизма партия решала задачи, научно
сформулированные в ее программах. Борьба партии и народа за выполнение первой Программы,
принятой в 1903 году на II съезде, привела к победе Великой Октябрьской социалистической
революции. Борьба партии и народа за выполнение второй Программы, принятой на VIII съезде
партии в 1919 году, привела к полной и окончательной победе социализма в СССР. Это главный
итог деятельности партии и народа, их исторический подвиг. На XXII съезде партия приняла
новую, третью Программу — программу построения коммунистического общества в СССР,
Партия торжественно провозгласила: «Нынешнее поколение советских, людей будет жить при
коммунизме!».

На всех этапах своего развития партия вырабатывала и проводила основанную па учении
марксизма-ленинизма политическую линию, отвечающую интересам рабочего класса,
трудящегося крестьянства, всех наций страны, интересам Родины, интересам победы коммунизма
в Советском Союзе, дела международного социализма.

Коммунистическая партия накопила большой и разнообразный опыт борьбы за победу диктатуры
пролетариата. В дооктябрьский период в тяжелых условиях подпольной деятельности
большевики теоретически разработали сложные идеологические, политические и
организационные вопросы, практически решили связанные с ними задачи и на этой основе
добились победы в буржуазно-демократической и социалистической революциях. К этим
вопросам и задачам относятся разработка учения о революционной марксистской партии —
партии нового типа и создание такой партии; разработка новой теории социалистической
революции применительно к эпохе империализма; разработка стратегии и тактики в буржуазно-
демократической и социалистической революциях; борьба за завоевание гегемонии пролетариата
для победы, над царизмом и капитализмом, за единство рабочего движения, за установление
союза рабочего класса и крестьянства во главе с рабочим классом, за привлечение угнетенных
наций на сторону пролетариата; борьба с врагами марксизма в рядах революционного и рабочего
движения в России и на международной арене и другие. Партия дала образцы соединения
нелегальных и легальных, парламентских и внепарламентских форм борьбы и работы, а также
умения быстро сменять различные формы движения масс в соответствии с новой исторической
обстановкой.

Еще богаче и разнообразнее опыт Коммунистической партии в условиях диктатуры пролетариата,
строительства социализма и коммунизма. Строительство социализма осуществлялось впервые в
истории человечества в огромной стране, сравнительно слаборазвитой в экономическом
отношении, с преобладанием крестьянства и имевшей в составе населения много различных
наций и национальных групп. Трудности социалистического строительства в СССР удесятерялись
тем, что страна более 30 лет была единственным в мире социалистическим, государством и
подвергалась ожесточенным атакам враждебного капиталистического окружения. Партия должна
была теоретически разработать и разработала сложнейшие вопросы социалистического
строительства. Исторический опыт КПСС охватывает огромную сумму вопросов перехода от
капитализма к социализму и развития социалистического общества к коммунизму.

Главными из них являются:

осуществление диктатуры пролетариата, социалистического демократизма на различных этапах
развития советского общества; осуществление союза рабочего класса и крестьянства под
руководством рабочего класса на протяжении всего периода строительства социализма и
коммунизма; разрешение национального вопроса и создание содружества социалистических
наций в Советском государстве; разработка основных проблем перехода от социализма к
коммунизму;

создание социалистических форм хозяйства; индустриализация страны и создание материально-
технической базы социализма; коллективизация сельского хозяйства и создание крупного
машинного социалистического земледелия; ликвидация эксплуататорских классов и уничтожение
эксплуатации человека человеком; переход ранее отсталых народов к социализму минуя
капиталистическую стадию развития;

выработка новых принципов в отношениях между государствами, отвечающих интересам
советского народа и трудящихся всего мира; последовательное проведение миролюбивой
внешней политики – политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем;
укрепление и повышение обороноспособности социалистического государства; укрепление и
расширение сотрудничества между странами мировой диетической системы;
утверждение социалистической идеологии и победа научного, марксистско-ленинского
мировоззрения; проведение культурной революции; расцвет социалистической науки и
подготовка многочисленных кадров новой, народной интеллигенции; воспитание нового человека
в коммунистическом духе;

превращение Коммунистической партии из силы свержения эксплуататорского строя в силу
строительства нового, коммунистического общества; осуществление руководящей роли партии в
системе диктатуры пролетариата; укрепление единства партии на основе марксизма-ленинизма;
развитие внутрипартийной демократии, принципа коллективности руководства и других
ленинских норм партийной жизни; воспитание и идейная закалка кадров и всех членов партии;
укрепление связей с братскими коммунистическими и рабочими партиями на основе принципов
марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма.

Все это, всесторонне теоретически разработанное и проверенное на практике, ныне может быть
использовано в борьбе за социализм народами различных стран, находящимися на разных
ступенях общественного развития, с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой
страны. Опыт СССР и стран народной демократии полностью подтвердил марксистско-ленинское
учение о решающей роли коммунистической партии в создании и развитии социалистического
общества и о дальнейшем возрастании значения ее руководства в период развернутого
строительства коммунизма.

Таким образом, в результате теоретической деятельности и практической борьбы
Коммунистической партии Советского Союза, возглавившей рабочий класс и народные массы и
опирающейся на объективные закономерности общественного развития, человечество получило
первое в истории социалистическое общество, а вместе с тем и проверенную на опыте науку о
построении социализма. Советский народ под руководством Коммунистической партии проложил
всему миру столбовую дорогу к социализму. По ней идут многие народы и рано или поздно
пойдут все народы мира.

Ныне советский народ под руководством Коммунистической партии осуществляет развернутое
строительство коммунистического общества, прокладывает человечеству путь к коммунизму. В
новых условиях партия дала замечательные образцы подлинно марксистско-ленинского
отношения к революционной теории, обогатила марксизм-ленинизм новыми важными
теоретическими выводами и положениями. Это получило наиболее полное воплощение в новой
Программе КПСС, представляющей собой философское, экономическое и политическое
обоснование построения коммунизма в СССР. По общему признанию братских марксистско-
ленинских партий Программа КПСС является Коммунистическим манифестом современной
эпохи; богатейшей сокровищницей марксизма-ленинизма, крупным этапом его развития в
современных условиях.

В документах XX, XXI, XXII съездов и в Программе КПСС дано творческое решение всех
основных вопросов строительства коммунизма и актуальных проблем международного
революционного движения. В их числе вопросы о перерастании государства диктатуры рабочего
класса в общенародное государство и о его судьбах при коммунизме; о закономерностях
перерастания социализма в коммунизм; о путях создания материально-технической базы
коммунизма; о формировании коммунистических общественных отношений и воспитании нового
человека; о возрастании руководящей роли партии при переходе к коммунизму; о характере
современной эпохи; о разнообразии форм перехода от капитализма к социализму; о возможности
в наше время предотвращения мировой войны и другие. Теоретическая разработка проблем
создания первого в истории коммунистического общества служит руководством к действию для
партии и советского народа.

Коммунистическая партия Советского Союза, верная принципу пролетарского
интернационализма, последовательно выполняла свои обязанности по отношению к рабочему
классу и освободительному движению народов других стран, сделала все возможное для
торжества идей социализма. В ходе второй мировой войны Советский Союз сыграл решающую
роль в победе антигитлеровской коалиции и в избавлении народов от фашистского ига.
Советский народ под руководством партии помог народам Юго-Восточной и Центральной
Европы, а также Китая, Кореи, Вьетнама в их борьбе против германской и японской оккупации, а
в дальнейшем оказал помощь в создании и укреплении народно-демократического строя в их
странах. Партия рассматривает коммунистическое строительство в СССР как великую
интернациональную задачу советского народа, отвечающую интересам всей мировой
социалистической системы и международного революционного движения.

В результате победы рабочего класса над эксплуататорскими классами на основе объединенных
усилий и братского сотрудничества государств, ставших на путь социализма, образовалась
мировая социалистическая система, охватывающая третью часть человечества. Мировая
социалистическая система уверенно идет к решающей победе в экономическом соревновании с
капитализмом. Все более возрастает воздействие мировой системы социализма на ход
общественного развития. Коммунистическая партия, осуществляя руководство Советским
Союзом, являющимся ядром социалистической системы, не жалеет сил для решения великой
исторической задачи дальнейшего укрепления и расцвета мировой системы
социализма. КПСС выступает знаменосцем мира и дружбы народов всех стран.

Коммунистическая партия Советского Союза руководствовалась и руководствуется
революционной теорией марксизма-ленинизма. Партия отстояла марксистскую теорию от
посягательств открытых и скрытых врагов, от оппортунистов всех мастей и развила эту теорию
дальше. Основоположник Коммунистической партии Владимир Ильич Ленин всесторонне
обогатил и поднял на новую, высшую ступень учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса,
Ленинизм является продолжением и творческим развитием марксизма, марксизмом эпохи
империализма и пролетарских революций, эпохи социалистического и коммунистического
строительства в СССР, возникновения и развития мировой социалистической системы, эпохи
перехода человеческого общества от капитализма к коммунизму.

Под знаменем марксизма-ленинизма победила Великая Октябрьская революция, построено
социалистическое общество, основана мировая система социализма. Под знаменем марксизма-
ленинизма ведут борьбу миллионные массы рабочих и трудящихся всех стран мира.

Верные ученики и последователи Маркса, Энгельса, Ленина отстаивали и отстаивают их
великое учение, развивали и развивают его дальше, применительно к новым, современным
условиям борьбы за построение социализма и коммунизма, за интересы международного
пролетариата и национального освобождения народов.

В ходе подготовки и осуществления революции в России Коммунистическая партия провела,
упорную и непримиримую борьбу с враждебными политическими партиями и группами,
действовавшими в стране, — «экономистами», меньшевиками, этой главной разновидностью
оппортунизма в рядах рабочего движения России, эсерами, анархистами, а также с монархистами,
кадетами, буржуазно-националистическими партиями. Рабочий класс, народные массы, проверив
все политические партии на собственном опыте, окончательно убедились, что подлинным
выразителем их интересов, вождем их является Коммунистическая партия.

Внутри партии была проведена длительная и ожесточенная борьба с различными
антиленинскими группировками — о троцкистами, «рабочей оппозицией», группой
«демократического централизма», троцкистско-зиновьевским блоком, правыми оппортунистами,
с националистическими и другими группировками.

Политическая победа над всеми враждебными партиями и антиленинскими группировками и их
идейный разгром были необходимым условием победы социалистической революции построения
социализма в СССР,

История Коммунистической партии Советского Союза делится на два главных периода.
Первый период охватывает борьбу партии за свержение царского самодержавия и
капиталистического строя, за установление диктатуры пролетариата. Второй период партия у
власти, партия в борьбе за построение социализма и коммунизма в Советском Союзе. В
соответствии с этими периодами изменялись задачи партии, ее стратегия и тактика,
организационные формы ее деятельности.

Изучение истории КПСС, победоносного пути, пройденного партией, теории марксизма-
ленинизма вооружает трудящихся знанием законов общественного развития, законов классовой
борьбы и движущих сил революции, знанием законов построения социалистического общества,
коммунизма.

Изучение истории партии рождает чувство гордости у коммунистов, у всех советских людей
за свою великую партию, за ее всемирно-исторические победы и будит готовность быть во всем
достойными своей партии, своей Родины, помогает использовать богатейший опыт партии для
решения новых задач, рождает творческую энергию для построения коммунизма.

История Коммунистической партии Советского Союза, добившейся всемирно-исторических
побед социализма над капитализмом, подорвавшей корни мировой империалистической системы
и обеспечившей торжество марксизма-ленинизма, рождает чувство гордости у коммунистов
зарубежных стран за свою братскую победоносную партию, укрепляет веру трудящихся всего
мира в победу социализма. Изучение истории партии помогает овладевать марксизмом-
ленинизмом и опытом борьбы за свержение гнета эксплуататоров и построение коммунизма.

Человечество будет вечно обращать свои взоры к Коммунистической партии Советского Союза,
под руководством которой трудящиеся, свергнув эксплуататорские классы, первыми начали
новую эпоху всемирной истории — эпоху строительства самого счастливого общества —
коммунизма. Оно всегда будет обращаться к героической истории Коммуниста ческой партии
Советского Союза, восхищаться великими свершениями советского народа в строительстве
первого в истории коммунистического общества.

* * *

Настоящая книга содержит сжатое изложение истории Коммунистической партии Советского
Союза. Первое издание учебника «История КПСС» обсуждалось на многочисленных совещаниях
преподавателей, пропагандистов, научных работников по истории партии. При подготовке
настоящего издания использованы материалы XXII съезда партии, новые материалы партийного
архива, учтены пожелания и замечания, высказанные в ходе обсуждения учебника. Более
обстоятельно освещен вопрос о возникновении и развитии культа личности Сталина, об
огромном вреде, причиненном им партии и стране, о решительной борьбе партии за преодоление
его последствий. В связи с этим в учебник внесены необходимые дополнения, приводятся новые
факты.


ГЛАВА I

НАЧАЛО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ (1883-1894 годы)

1. Развитие капитализма и положение народных масс в России во второй половине XIX столетия

Во второй половине XIX столетия в России произошли разительные перемены, которые вывели ее
рабочий класс в начале XX века на передний край борьбы мирового пролетариата и всего
международного революционного движения. Еще в середине прошлого века Россия была одной
из весьма отсталых стран в Европе. В ней сравнительно поздно стал развиваться капитализм. В
России в то время существовали крепостнические порядки, при которых крестьян можно было
продавать и покупать, как скотину, как вещь. Подневольный крепостной труд был
малопроизводительным, а основанное на таком труде сельское хозяйство очень отсталым. Не
могла по-настоящему расти и промышленность, нуждавшаяся в свободной рабочей силе и
внутреннем рынке. Развитие товарно-капиталистических отношений толкало на уничтожение
крепостного права, но крепостники-помещики упорно сопротивлялись этому.

Гнилость крепостного строя и его вред для страны становились все более ощутимыми. Это
показала особенно наглядно Крымская война (1853—1856 годы). В 1861 году экономическая
необходимость и угроза разраставшихся крестьянских волнений заставили царское правительство
отменить крепостное право.

После падения крепостного права в России довольно быстро стал развиваться капитализм,
прежде всего в промышленности. Количество фабрик и заводов с 1866 по 1890 год увеличилось
более чем вдвое, с 2,5—3 тысяч до 6 тысяч. Машина постепенно вытесняла ручной труд. К 80-м
годам осуществился промышленный переворот. Появились огромные по тому времени фабрики и
заводы с машинной техникой и тысячами рабочих. Крупные предприятия, насчитывавшие более
100 рабочих, составляли к 1890 году менее семи процентов всех предприятий, но они давали
больше половины всего промышленного производства. Железнодорожная сеть
увеличилась более чем в семь раз, с 4 тысяч до 29 тысяч километров. Быстро росли большие
города — центры экономической, политической и культурной жизни. Возникли новые
промышленные районы: Донецкий угольный бассейн, Бакинский нефтяной район. Все эти
перемены произошли за четверть века, на глазах одного поколения. Развитие капитализма
вызвало коренные изменения в классовом составе населения. В крепостной России было два
основных класса — помещики и крестьяне. С развитием капитализма на арену общественной
жизни вышли буржуазия и пролетариат. Буржуазия, зародившаяся еще при крепостном строе,
быстро росла, обогащалась, приобретала большую экономическую силу,

С возникновением и развитием крупного промышленного капиталистического производства
появился и рос современный промышленный пролетариат. Количество рабочих только на
крупных фабриках и заводах, в горной промышленности и на железных дорогах составляло в
1890 году 1432 тысячи человек — вдвое больше, чем в 1865 году. Почти половина
промышленных рабочих (48,3 процента) была сосредоточена на крупнейших предприятиях,
имевших 500 и более рабочих. Фабрично-заводские рабочие составляли основной костяк
огромной армии наемного труда. Всего, по подсчетам В. И, Ленина, к концу XIX века в России
было около 10 миллионов наемных рабочих в промышленности, на железных дорогах, в сельском
хозяйстве, строительстве, лесном деле, на земляных работах и т. д.

Возникновение крупной машинной индустрии и промышленного пролетариата было
прогрессивным явлением. Но превращение России в капиталистическую страну, как и всюду,
происходило путем усиления эксплуатации трудящихся. За цифрами роста фабрик и заводов,
строительства железных дорог, увеличения количества рабочих скрывались горе народа, его
слезы и кровь. Положение масс было тем более невыносимым, что капиталистическая
эксплуатация сочеталась с остатками крепостнического гнета.

Отмена крепостного права проводилась в интересах сохранения помещиками-крепостниками
своих привилегий и своей власти. Крестьян при «освобождении» ограбили самым бессовестным
образом. Свыше пятой доли земли, которую крестьяне обрабатывали раньше для себя, помещики
отрезали в свою пользу, причем захватили лучшие участки. Отобранную землю крестьяне
называли «отрезками». Остальную землю царские власти заставили крестьян выкупать
втридорога. Не удивительно, что крестьяне на «освобождение» ответили массовыми
выступлениями, которые свирепо подавлялись царскими властями. Почти полвека после
«освобождения» крестьяне выплачивали помещикам за свои потом и кровью политые земли.
Только под давлением революции царское правительство отменило в 1907 году выкупные
платежи.

Помещики сохранили огромные земельные богатства и власть. Первым и самым крупным
помещиком являлся царь, У одной только царской семьи было в Европейской России 7
миллионов десятин, больше, чем у полумиллиона крестьянских семей. К концу 70-х годов из 91,5
миллиона десятин частновладельческих земель дворянам-помещикам принадлежало свыше 73
миллионов десятин. Крупное помещичье землевладение являлось основой полукрепостнической
эксплуатации. Крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных
условиях: обрабатывать своими орудиями и лошадьми помещичьи земли, отдавать помещику
половину урожая. «Отработки», работа «исполу», выкупные платежи означали, что в деревне
сохранились сильные крепостнические пережитки.

Капитализм развивался не только в городе, но и в деревне. Крестьянское хозяйство из
натурального все больше становилось товарным и все сильнее подчинялось рынку. Развивалась
конкуренция, получили распространение аренда и покупка земли, сельскохозяйственное,
производство все больше сосредоточивалось в руках более зажиточных хозяев. Под влиянием
капитализма шло разложение крестьянства; выделялись кулаки (сельская буржуазия) и беднота
(деревенские пролетарии и полупролетарии, как называл их В. И, Ленин). К концу XIX века из 10
миллионов крестьянских дворов было примерно 6,5 миллиона бедняцких, 2 миллиона
середняцких, 1,5 миллиона кулацких.

Помещики и кулаки закабаляли крестьян, обрекая их на нищету и вымирание. Неурожай и голод
часто посещали деревню. В 1891 году страшный голод охватил до 40 миллионов крестьян. Нужда
гнала крестьян из родных деревень в поисках заработка. К концу 90-х годов 5—6 миллионов
человек ежегодно покидали деревню. Значительная часть их совсем оседала в городах, на
фабриках и заводах, становилась постоянными рабочими.

Горькой была доля крестьянина. В невероятно тяжелых условиях жили и рабочие, целиком
находившиеся во власти капиталиста и царской администрации. Рабочий день продолжался 12—
13 часов, а на текстильных фабриках доходил до 15—16 часов. Отсутствовала всякая охрана
труда. Условия найма были самые тяжелые. Нищенской заработной платы едва хватало на
скудное пропитание. Но и этот ничтожный заработок всячески урезывался. Рабочего
обсчитывали, выдавали заработную плату нерегулярно, по усмотрению хозяина. Рабочий
вынужден был брать продукты в кредит в фабричной лавке и платить втридорога за всякую
заваль. Особенно донимали рабочих штрафы. Они часто достигали трети, а то и 40 процентов
заработка и налагались по любому поводу. Широко применялся труд женщин и детей. Работали
они столько же, сколько и мужчины, а получали значительно меньше.

Большинство рабочих жило в фабричных казармах, в общих «спальнях» с двумя или тремя
ярусами нар. В небольших каморках по углам ютились 3—4 семьи. Шахтеры обычно жили в
лачугах или землянках. Каторжный труд и нищенская жизнь вызывали массовые заболевания,
приводили к быстрому истощению и вымиранию рабочих, к высокой смертности детей.

Особенно давали себя знать остатки крепостничества в общественной и политической жизни
страны. Россия по своему политическому строю была неограниченной монархией, т. е. власть в
ней всецело и нераздельно принадлежала царю, который по своему усмотрению издавал законы и
назначал министров и чиновников, бесконтрольно собирал и расходовал народные деньги.
Царская монархия по существу была диктатурой крепостников-помещиков, которые имели все
политические права, пользовались всеми привилегиями, занимали все основные должности в
государстве, получали из народных денег громадные пособия. Царское правительство
поддерживало крупных фабрикантов и заводчиков, финансовых тузов. Народ в России не имел
никаких политических прав. Нельзя было свободно собираться, высказывать свои мнения и
предъявлять требования, свободно объединяться в союзы и организации, свободно издавать
газеты, журналы, книги. Целая армия жандармов, сыщиков, тюремщиков, городовых, стражников,
урядников, исправников, земских начальников охраняла царя, помещиков и капиталистов от
народа.

Ревностно служила эксплуататорскому строю церковь. К началу XX века в России насчитывалось
почти 69 тысяч православных церквей, 130 тысяч священников и 58 тысяч монахов. Кроме того,
имелись десятки тысяч служителей католической, протестантской, мусульманской, еврейской,
буддистской и других религий. Вся эта огромная армия церковников усердно насаждала
религиозный дурман, внушала трудящимся покорность царским властям.

Самодержавие боялось, что свет знаний сделает народ непокорным. Поэтому оно держало массы
в темноте и невежестве. Министерство народного просвещения было на деле органом затемнения
народного сознания. На школу отпускались гроши: расходовалось всего 80 копеек в год на
человека. «Кухаркиных детей», как презрительно называли молодежь из рабочих и крестьян, не
пускали в среднюю и высшую школы. Почти четыре пятых населения России было неграмотно.
Царизм обрекал народ на нищету не только материальную, но и духовную.

Царская Россия была тюрьмой народов. Виновниками национального гнета в России являлись
эксплуататорские классы н царизм со всем своим государственным аппаратом. Нерусские
народы, которые составляли большинство населения — 57 процентов, были совершенно
бесправны, подвергались хищнической эксплуатации, терпели бесчисленные унижения и
оскорбления. Царские чиновники творили над ними суд и расправу. Национальная культура
нерусских народов подвергалась свирепому гонению. Многим народам запрещалось издавать
газеты и книги, учить детей на родном языке. Население на востоке было сплошь неграмотным.
Правительство намеренно разжигало национальную вражду, официально называло нерусские
народы «инородцами», старалось привить русским презрение к ним как к низшей расе. Царские
власти натравливали одну нацию на другую, организовывали еврейские погромы, резню между
армянами и азербайджанцами.

Остатки крепостничества тормозили развитие страны. В сельском хозяйстве к концу XIX века
было занято около пяти шестых населения. В. стране преобладало малопроизводительное мелкое
крестьянское хозяйство. Несмотря на рост капитализма, Россия оставалась экономически
отсталой сельскохозяйственной страной.

Данные переписи населения 1897 года дают примерное представление о классах в тогдашней
России. Всего в России было 125,6 миллиона человек. Основной массой населения были
крестьяне, из них две трети — бедняки. Почти одну пятую населения составляли рабочие со
своими семьями. Приблизительно столько же насчитывали зажиточные слои — кулаки,
владельцы мелких предприятий, буржуазная интеллигенция, чиновничество и т. п. Примерно два
процента было крупной буржуазии, помещиков и высших чиновников.

Трудящиеся и эксплуатируемые массы — рабочие, деревенская беднота, крестьяне-середняки,
ремесленники — составляли почти четыре пятых населения. И это огромное большинство народа
угнеталось и порабощалось кучкой помещиков и капиталистов, верным стражем которых было
царское правительство. Миллионы неимущего и закабаленного трудового люда города и деревни
представляли огромную революционную силу. Но эту силу надо было организовать и
политически просветить, дать ей ясное понимание ее интересов и путей борьбы за освобождение
от гнета, сплотить вокруг рабочего класса.

Отмена крепостного права не устранила противоречий между крестьянами и помещиками. Вместе
с тем развернулись противоречия между рабочими и капиталистами, усиливалась рознь между
крестьянской беднотой и кулачеством. Развитие капитализма в России обострило все классовые
противоречия в стране. Трудящиеся массы страдали и от капиталистической эксплуатации и от
остатков крепостного гнета. Интересы народа и всего общественного развития требовали прежде
всего уничтожения пережитков крепостничества, свержения царской монархии. Россия к концу
XIX века была уже не та, что до 1861 года,

В. И. Ленин так характеризовал процессы, происходившие в ней в то время:

«На смену крепостной России шла Россия капиталистическая. На смену оседлому, забитому,
приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному
крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах,
научившихся кое-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы. В крупных городах,
на фабриках и заводах все увеличивалось число рабочих. Постепенно стали складываться
соединения рабочих для совместной борьбы с капиталистами и с правительством. Ведя эту
борьбу, русский рабочий класс помогал миллионам крестьянства подняться, выпрямиться,
сбросить с себя привычки крепостных рабов» (Соч., т. 17, стр. 66. Здесь и далее цитируется по 4-
му изданию). Эти процессы вели к усилению революционного движения России.

2. Революционно-демократическое движение. Первые рабочие организации

Революционное движение в России имеет богатую героическую историю. Крепостной гнет,
обрекавший народ на каторжный труд и нищету, сковывавший все живое в стране, порождал
настроения недовольства и протеста в массах. Эти настроения прорывались в бунтах и
волнениях. Революционная мысль в России своими корнями уходила в борьбу крестьянских масс
против крепостничества. На богатой почве классовой борьбы еще в период крепостничества, в
40—50-х годах XIX века, выросли великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. И.
Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Деятельность их была пронизана глубокой
ненавистью ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни России и посвящена
горячей защите прогрессивного развития страны. Они беззаветно боролись за интересы
трудящихся и сыграли выдающуюся роль в освободительном движении народов России. Под их
влиянием сформировались такие пламенные революционеры, как Т. Шевченко, З. Сераковский,
К. Калиновский, А. Мацкявичюс, М. Налбандян. Особенно сильное влияние на передовых людей
второй половины XIX века оказал Н. Г. Чернышевский — глава российских революционных
демократов, самый выдающийся революционный мыслитель домарксистского периода.

Революционные демократы настойчиво и пытливо искали правильную теорию как орудие
освобождения народа от самодержавия, от эксплуатации. Они справедливо считали народ
главной движущей силой общественного развития. Но они не, видели, да и не могли еще видеть,
исторической роли рабочего класса, единственного класса, способного преобразовать общество.

Революционные демократы были идеологами крестьянской революции. В их взглядах боевой
демократизм и утопический социализм сливались в одно неразрывное целое. Везде в Европе
протест против социального гнета породил первоначально утопические социалистические учения.
Социалисты-утописты осуждали капитализм и мечтали о лучшем общественном строе, но не
могли указать настоящий выход, ибо не видели той общественной силы, которая способна стать
творцом нового общества, свободного от эксплуатации человека человеком. Социалисты-
утописты в России в отличие от западноевропейских утопистов отстаивали преобразование
страны путем крестьянской революции, они мечтали о переходе к социализму через
крестьянскую общину. Существовавшая в России до революции сельская община основывалась
на общем владении землей. Отдельные крестьяне-домохозяева получали землю во временное
пользование; периодически производились уравнительные переделы земли. Вот, эту сельскую
общину социалисты-утописты ошибочно считали зародышем социализма.

После падения крепостного права революционное движение в России усилилось. Главную роль в
нем играло народничество. Название «народники» связано с тем, что тогдашние революционеры
объявили своей задачей защиту народа, его интересов. Народничество было широким
общественным движением с различными течениями и оттенками. В 70-х годах основные
направления революционного народничества представляли М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н.
Ткачев. Но все народники придерживались одинаковых взглядов на развитие России. Они были
идеологами крестьянской демократии, верили в особый строй русской жизни, считали, что
община явится исходным пунктом социалистического развития страны, идеализировали
крестьянина, Отсюда проистекала их вера в возможность крестьянской социалистической
революции в России. И это воодушевляло их, поднимало на героическую и беззаветную борьбу с
царским самодержавием, с помещичьим гнетом. Среди народников были такие выдающиеся
революционеры, как А. И. Желябов, И. Н.Мышкин, С. Л. Перовская. Царские палачи беспощадно
расправлялись с революционными народниками: вешали, гноили в тюремных застенках, истязали
на каторге. Революционные народники не понимали исторической роли пролетариата, но
некоторые из них первыми в истории освободительного движения России начали пропаганду
среди фабрично-заводских рабочих. В. И. Ленин, показавший сложный, противоречивый характер
народничества, высоко ценил его революционный крестьянский демократизм, его призыв к
революции.

Народничество 70-х годов сыграло важную роль в развитии революционного движения в России,
но путь борьбы, избранный народниками, и особенно их теория были глубоко ошибочными. Хотя
народники находились под влиянием Н. Г. Чернышевского, но их взгляды по многим вопросам
явились шагом назад. Они были далеки от материалистических воззрений. Многие народники
руководствовались ошибочной теорией об активных «героях» и пассивной «толпе». По этой
теории историю делают отдельные выдающиеся личности, за которыми послушно следует масса,
народ, «толпа». Ошибочные взгляды на крестьянскую общину как на источник
социалистического развития страны становились особенно вредными в новых исторических
условиях, когда в России стал развиваться капитализм и появился промышленный пролетариат.
Однако народники не поняли новых исторических условий. Они утверждали, что капитализм в
России — «случайное явление», и в связи с этим отрицали передовую, революционную роль
рабочего класса в развитии общества.

В 1874 году народники предприняли героическую попытку претворить свои идеи в жизнь.
Передовые, революционно настроенные интеллигенты, особенно студенческая молодежь, «пошли
в народ», в деревню, надеясь поднять крестьян на революцию против царского самодержавия и
осуществить немедленный переход к социализму. Но жизнь показала полную несостоятельность
представлений народников о «коммунистических инстинктах» крестьянина. Крестьяне
недоверчиво относились к непонятной им проповеди народников. Царское правительство
арестовывало революционеров сотнями. Однако неудача «хождения в народ» не сразу подорвала
народнические иллюзии. В конце 1876 года возникла народническая организация «Земля и воля»,
которая создала постоянные поселения своих сторонников в деревне, надеясь войти в доверие к
крестьянству и поднять его на революцию. Но и это не принесло успеха народникам. Споры о
дальнейших путях борьбы все обострялись.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась. Меньшинство народников осталось на старых позициях
отрицания борьбы за политическую свободу, считая, что такая борьба выгодна только буржуазии.
Оно проповедовало передел всей земли, включая и помещичью, между крестьянами и создало
организацию «Черный передел». Большинство народников объединилось в организацию
«Народная воля». «Народная воля» сделала шаг вперед, перейдя к политической борьбе с
царским самодержавием. Но политическую борьбу народовольцы понимали не как борьбу масс, а
как заговор с целью низвержения царского самодержавия и захвата власти небольшой
организацией революционеров. Средством борьбы они избрали индивидуальный террор, т. е.
убийство отдельных представителей царской власти и самого царя, рассчитывая путем устрашения
и дезорганизации правительства захватить власть.
Маркс, Энгельс и Ленин видели основную заслугу «Народной воли» в самоотверженной борьбе против
крепостничества и самодержавия. Однако по мере развития массовой борьбы тактика
индивидуального террора наносила все более ощутимый вред революционному движению, ибо
она сковывала активность масс.

Народничество обрекало революционное движение на поражение. Ошибочная теория направила
народников по ложному пути. Они не увидели исторической силы, которой предстояло
возглавить борьбу народных масс против помещиков и буржуазии и довести ее до конца. Этой
силой был рабочий класс.

Хищническая эксплуатация и полное политическое бесправие рождали протест рабочих. Уже в
60-е годы происходят волнения и стачки. Еще больше было их в 70-е годы. За десять лет (1870—
1879 годы), но неполным данным, подсчитано 326 стачек и волнений рабочих. Это были пока
только стихийные выступления доведенных до отчаяния людей, которые пытались выйти из
невыносимого положения, не зная еще, почему они бедствуют и к чему они должны стремиться.

Но стихийная борьба рабочих представляла уже собой зачаточную форму проявления
сознательности: в ходе борьбы рабочие переставали верить в незыблемость угнетающего их
порядка, не хотели дальше терпеть все с рабской покорностью, начинали чувствовать
необходимость коллективного отпора своим угнетателям. В процессе борьбы из рабочей массы
стали выделяться более передовые и сознательные рабочие. Они становились революционерами.

В революционном движении тогда безраздельно господствовали народники, и революционеры-
рабочие подпадали под их влияние, примыкали к ним. Но передовые рабочие пытливо учились.
Они страстно искали причины бедственного положения пролетариата и пути его освобождения.
Они уже имели некоторое представление о I Интернационале и о деятельности европейских
рабочих партий. До них стали доходить первые произведения Маркса и Энгельса, переведенные
на русский язык. Они были современниками Парижской коммуны. Революционер-рабочий много
размышлял об опыте массовых выступлений русских пролетариев. Его уже не могло
удовлетворить народническое учение, которое отводило рабочим вспомогательную роль в
революции. Передовые рабочие пытаются нащупать свои пути борьбы, создать самостоятельную
организацию.

Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих», оформившийся в Одессе в
1875 году. Его организатором был революционер-интеллигент E. О. Заславский. В «Союзе»
насчитывалось до 200 рабочих. Он имел сторонников в Ростове-на-Дону, Харькове, Орле,
Таганроге. «Союз» просуществовал около года и был разгромлен царской полицией.
«Южнороссийский союз рабочих» ставил своей целью «пропаганду идеи освобождения рабочих
из-под гнета капитала и привилегированных классов», объединение рабочих для «будущей
борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком». В нем сказывалось еще
влияние народничества, например в решении организовать поселения в деревнях для работы
среди крестьян. Историческая заслуга «Союза» состоит в распространении им в рабочем
движении идеи политической борьбы и в создании самостоятельной организации пролетариата.

С середины 70-х годов передовые рабочие в Петербурге также приступили к созданию своей
организации, которая окончательно сложилась в 1878 году под названием «Северный союз
русских рабочих». Его организаторами были выдающиеся рабочие-революционеры Виктор
Обнорский и Степан Халтурин, Появление этого «Союза» означало новый крупный шаг в
развитии рабочего движения. В его программе провозглашалась идея международной классовой
солидарности пролетариата, указывалось, что он «тесно примыкает по своим задачам к
социально-демократической партии Запада». Цель «Союза» — «ниспровержение существующего
политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого».
Ближайшая задача — завоевание политической свободы. В программе «Союза» еще сказывалось
влияние народников: в крестьянской общине он видел фактор социализма.

«Северный союз» объединил до 200 рабочих. Он участвовал в нескольких стачках, издавал
листовки, вносил организованность в борьбу. «Союз» пользовался авторитетом среди рабочих. В
1879—1880 годах жандармы разгромили «Северный союз», но дело его не погибло. «Итак, за
вами, рабочие, последнее слово, от вас зависит участь великого Союза и успех социальной
революции в России» — этот страстный призыв программы «Союза» дошел до сознания
передовых рабочих.

Русский рабочий класс стал постепенно выдвигать широкие политические задачи. В борьбе
складывались его замечательные боевые, революционные качества. Среди рабочих появляются
крупные революционные деятели. Знаменательно прозвучало великое пророчество московского
ткача Петра Алексеева на суде в 1877 году об исторической роли русского рабочего класса:
«Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное
солдатскими штыками, разлетится в прах!» Возникли первые классовые организации
пролетариата. Но это были лишь начальные шаги рабочего движения на самостоятельном пути. С
большим трудом освобождались передовые рабочие от груза народнических идей. Яркий пример
тому С. Халтурин, который после разгрома «Северного союза» отказался от систематической
работы в массах и перешел на ошибочный путь борьбы против самодержавия — к
индивидуальному террору,- Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока
народничества.

Чтобы выделиться из общедемократического движения, рабочий класс должен был четко
противопоставить себя другим классам, идейно и политически самоопределиться. Для этого
рабочему движению необходимо было преодолеть мелкобуржуазную идеологию народничества и
стать на почву марксизма как подлинной идеологии пролетариата.

Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, совершили в середине XIX века глубочайший
революционный переворот в науке. Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку.
Они исследовали капитализм, открыли законы его развития и научно доказали, что капитализм
исторически преходящ, как и предшествовавший ему крепостнический строй, что капитализм сам
подготовляет условия своей гибели. С развитием капитализма происходит концентрация средств
производства: мелкие и средние предприятия непрерывно вытесняются II поглощаются
крупными. Труд и производство становятся все более общественными по своему характеру, но
продукт общего труда присваивается горстью капиталистов, так как им принадлежат средства
производства. Так сам капитализм создает материальное условие осуществления социализма —
крупное производство. Для замены капиталистического способа производства социалистическим
средства производства из частной собственности класса капиталистов должны стать
собственностью всего общества.

Но господствующие эксплуататорские классы добровольно не откажутся от своей собственности,
привилегий и власти. Нужна общественная сила, способная смести старое, эксплуататорское
общество и создать новое общество, без эксплуатации. Такой общественной силой является
пролетариат — класс современных рабочих. Маркс и Энгельс обосновали всемирно-
историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового,
коммунистического общества. Сам капитализм порождает пролетариев — людей, лишенных
средств производства и вынужденных, чтобы существовать, продавать свою рабочую силу.
Пролетариат растет и развивается по мере роста капитала. Он занимает особое положение в
капиталистическом обществе по сравнению с остальной массой трудящихся. Рабочий класс не
имеет частной собственности на средства производства, он никак не заинтересован в сохранении
общественного строя, основанного на эксплуатации; ему в революции нечего терять, кроме своих
цепей. Общая работа на крупных фабриках и заводах в больших городах соединяет массы
рабочих, дисциплинирует и сплачивает их, обучает совместным действиям.
На каждом шагу рабочие сталкиваются со своим главным врагом —
классом капиталистов. Борьба между рабочими и капиталистами становится все острее. Как
самый угнетенный класс капиталистического общества, пролетариат заинтересован в коренном
переустройстве всего общества, в полном уничтожении частной собственности, нищеты и
угнетения. Он не может освободить себя, не освобождая и всю остальную массу трудящихся от
всякой эксплуатации. Следовательно, рабочий класс выражает и действенно защищает коренные
интересы всех трудящихся. Пролетариат является самым революционным, самым передовым
классом.

Маркс и Энгельс научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба
в нем неизбежно приведут к крушению капитализма и победе пролетариата. Эта победа будет
завоевана в решительной и непримиримой борьбе против капитализма. Чтобы превратить
капиталистическую собственность в собственность общественную и капиталистические
производственные отношения заменить социалистическими, рабочий класс, идя во главе всех
угнетенных, должен совершить социалистическую революцию и установить свое политическое
господство — диктатуру пролетариата для подавления сопротивления эксплуататоров и создания
нового, социалистического общества.

Маркс и Энгельс учили, что сила рабочего класса — в его организованности и сознательности, в
ясном понимании своих целей и задач, путей и средств борьбы. Чтобы победить, рабочее
движение должно быть вооружено теорией научного социализма. Таким образом, Маркс и
Энгельс доказали необходимость слияния социализма с рабочим движением, ибо только при
таком слиянии классовая борьба рабочих превращается в сознательную борьбу пролетариата за
свое освобождение от капиталистической эксплуатации. Слияние социализма с рабочим
движением осуществляет партия рабочего класса, которая представляет интересы не отдельных
групп рабочих по профессиям или национальностям, а общие интересы всего пролетариата.
Партия должна указывать рабочему движению его политические задачи и конечную цель.
Следовательно, чтобы свергнуть капитализм и построить коммунизм, пролетариату нужна своя
самостоятельная партия — коммунистическая партия.

Марксизм являлся влиятельной силой в западноевропейском рабочем движении 70-х годов. Это
оказывало известное воздействие на революционное движение в России. Сами творцы научного
коммунизма Маркс и Энгельс поддерживали связи со многими русскими революционерами. Они
с неослабевавшим интересом следили за Россией, были глубоко убеждены в мировом значении
предстоявшей русской революции, изучали русский язык, чтобы лучше знать страну и народ.
Маркс и Энгельс нанесли первые удары народническому учению. Энгельс в написанной им при
ближайшем участии Маркса работе «Социальные отношения в России» подверг критике
основные «устои» народничества — представление об особых путях развития России, отрицание
развития капитализма в ней, идеализацию крестьянской общины, непонимание буржуазного
характера предстоявшей русской революции.

С отдельными работами Маркса и Энгельса передовые русские люди стали знакомиться еще в
1840—1850 годах. Но начало распространения произведений основоположников марксизма в
русских революционных кругах относится к 70-м годам. Особенное значение имело легальное
издание в 1872 году на русском языке первого тома «Капитала», являвшееся вообще первым в
мире переводом этого главного труда К. Маркса.

«...Для русских социалистов почти тотчас же после появления «Капитала», — писал В. И. Ленин,
— главным теоретическим вопросом сделался вопрос о «судьбах капитализма в России»; около
этого вопроса сосредоточивались самые жгучие прения, в зависимости от него решались самые
важные программные положения» (Соч., т. 1, стр.249).

Так еще в период полного господства народничества в революционном движении всем ходом
развития революционной мысли и рабочего движения была подготовлена почва для появления
марксизма в России. Но для распространения и победы марксизма в революционном движении
России нужно было преодолеть народнические взгляды, идейно разбить их.

3. Плеханов и группа «Освобождение труда». Марксистские кружки в России. Начало
революционной деятельности В. И. Ленина

В 1879—1880 годах в России сложилась революционная обстановка. Положение народных масс
после реформы 1861 года ухудшилось. Усилилось их недовольство жестоким гнетом и своим
полным бесправием. В 1877 году крестьянские волнения, по далеко не полным данным,
происходили в 11 губерниях, в 1880 году они охватили уже 34 губернии Европейской России.
Росло и рабочее движение. В конце 70-х годов произошли крупные стачки в Петербурге. Борьба
революционеров против царизма приняла небывалый размах. У господствующего класса
помещиков нарастал страх перед революцией. Правящая верхушка начала метаться: она то
усиливала полицейский террор, то обещала конституцию.

Однако рабочие и крестьяне не созрели еще для того, чтобы смелыми и решительными
массовыми действиями свалить царское самодержавие. Крестьянство подымалось лишь на
разрозненные стихийные бунты, пролетариат делал только первые шаги в своей революционной
борьбе. Буржуазия вела себя трусливо, униженно просила царское правительство о мелких
реформах, фактически способствовала укреплению самодержавия. Не было революционной
партии, связанной с массами, вооруженной правильной революционной теорией, умеющей верно
оценить обстановку и выдвинуть научно обоснованные лозунги борьбы. Народовольцы же
избрали глубоко ошибочный путь индивидуального террора. 1 марта 1881 года им удалось убить
царя Александра П. Но вместо него царем стал Александр III. Смена одного царя другим ничего
не изменила в государственном и общественном строе: самодержавие же стало еще более
угнетать массы. Царское правительство перешло в наступление. Оторванные от на рода,
народовольцы были разгромлены. Волна революционного прибоя спала.

Под влиянием поражения начался глубокий идейный кризис народничества. Некоторые
народники безуспешно старались возродить народовольческую организацию. Большинство же из
них совершенно отказалось от революционной борьбы. Перед теми революционерами, которые не
хотели отказываться от борьбы, встали вопросы: почему в России не произошла революция в
результате убийства царя, каковы дальнейшие перспективы революционного движения, где та
реальная сила, которая сможет осуществить социализм, каковы должны быть пути и методы
революционной борьбы? Естественно, что среди революционеров усилились поиски новой
революционной теории. К этому толкало прежде всего разочарование в народничестве.
Значительное влияние на революционную мысль оказывали развитие рабочего движения в России
и успехи западноевропейского пролетариата.

Небольшая группа революционных народников — «черно-передельцев», вынужденных
эмигрировать, стала усердно изучать марксизм и внимательно знакомиться с западноевропейским
рабочим движением. Она серьезно продумывала значение рабочих стачек в России, в частности
опыт своей собственной работы среди передовых русских пролетариев. 25 сентября 1883 года эта
группа выступила с программным заявлением о своем окончательном разрыве с народничеством
и о необходимости организации особой партии русского рабочего класса. Своими основными
задачами группа объявила распространение марксизма, критику господствующего в
революционной среде народничества, разработку важнейших вопросов русской общественной
жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящихся России. Так возникла первая русская
марксистская организация — группа «Освобождение труда». В ее состав входили: Г. В. Плеханов,
П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и В. Н. Игнатов. Основателем и руководителем группы
был Г. В. Плеханов, талантливый теоретик и пропагандист марксизма.

Пропагандой марксизма и занялась группа «Освобождение труда». С этой целью группа перевела
на русский язык, издала и тайно распространила в России ряд произведений Маркса и Энгельса:
«Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Нищета философии»,
«Людвиг. Фейербах», «Развитие научного социализма», «Речь о свободе торговли», «Фридрих
Энгельс о России» («О социальном вопросе в России»). К некоторым русским изданиям своих
работ Маркс и Энгельс подготовили специальные предисловия. Плеханов написал много книг и
статей, в которых мастерски пропагандировал и защищал марксизм. В произведениях Плеханова
русские революционеры нашли ответ на многие волновавшие их вопросы. Его труды того
времени сыграли большую роль в воспитании первого поколения русских марксистов.

Первым произведением русских марксистов была брошюра Плеханова «Социализм и
политическая борьба», вышедшая осенью 1883 года. На анализе русского революционного
движения Плеханов показал глубокую жизненность положения Маркса о том, что всякая
классовая борьба есть борьба политическая. Социализм и политическая борьба не только не
противоречат друг другу, они неотделимы, они должны быть тесно связаны, слиты. Путь к
социализму лежит через политическую борьбу рабочего класса, через завоевание пролетариатом
политической власти. Революционное движение в России приведет к слиянию социализма с
рабочим движением, и тогда оно станет непобедимым,

Чтобы доказать ошибочность народнической теории, необходимо было исследовать
происходившие в России экономические процессы, тогда еще плохо изученные, Книга Плеханова
«Наши разногласия», изданная в 1885 году, явилась первой попыткой дать марксистский анализ
экономики России.

Плеханов опровергал взгляды народников, которые утверждали, что капитализм в России —
«случайное явление», не имеющее условий для развития, и вообще считали капитализм в. России
упадком, регрессом. Факты о развитии внутреннего рынка, о числе рабочих, о положении
кустарей, о количестве фабрик говорили о том, что Россия уже вступила на путь капитализма.
Неправильно сетовать по этому поводу и заявлять о «язве пролетариатства», как поступали
народники. Задача революционеров, говорил Плеханов, заключается в том, чтобы использовать
развитие капитализма в интересах революции и трудящихся. А для этого революционерам
необходимо понять, что капитализм порождает могучую революционную силу «пролетариат, — и
опереться на эту силу в борьбе с самодержавием и капитализмом.

Взгляды народников на крестьянскую общину как оплот против капитализма и мост для
перехода к социализму были совершенно несостоятельны. Крестьянская община в прошлом
имелась во многих странах и распалась под ударами капитализма. Налицо были явные признаки
разложения общины и в России. Внутри общины выделялись беднота и кулаки. Бедняки, не имея
средств обрабатывать свою землю, отдавали ее кулакам, а сами нанимались к ним в батраки или
шли на сторону в поисках заработка. Беднота находилась уже в зависимости от кулака и
ростовщика, община становилась для нее бременем. Царскому же правительству община была
выгодна как средство выколачивания налогов на основе круговой поруки. Такая община не была
и не могла быть ни зародышем, ни базой социализма.

Плеханов показал, как глубоко ошибаются народники, отрицая передовую, революционную роль
рабочего класса в преобразовании общества. Не крестьянам, а рабочим принадлежит передовая,
революционная роль. Крестьяне ведут мелкое хозяйство и распылены. Они менее способны к
сознательной политической инициативе и менее восприимчивы к социалистическому учению,
труднее поддаются организации. Иное дело пролетариат, связанный с крупным фабрично-
заводским производством. Он постоянно растет количественно, восприимчив к идеям социализма
и способен к организации. Задача революционеров — развивать сознание, самодеятельность и
организацию рабочих. Надо направить все усилия на создание рабочей социалистической партии.
Главное дело революционеров сейчас — социалистическая пропаганда среди рабочих.

Плеханов подверг критике ошибочные взгляды народников на общество. В своих работах он
обогатил марксистский материализм. Особо важное значение в этом отношении имела его книга
«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», изданная в 1895 году. Народники
отрицали существование объективных законов развития общества и считали, что историю делают
отдельные выдающиеся личности, герои, что миром правят идеи. Они заявляли, что
интеллигенция оказывает решающее влияние на общество и от ее воли зависит повернуть колесо
истории в ту или другую сторону. Но жизнь общества, его развитие определяются не
пожеланиями и идеями выдающихся личностей, а материальными условиями, изменениями в
способах общественного производства. Народ — вот кто является подлинным творцом истории.
Идеи только тогда становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Выдающиеся
личности играют серьезную роль лишь постольку, поскольку они правильно выражают назревшие
потребности развития общества. Самые выдающиеся личности обречены на поражение, если они
не понимают исторических условий, если они действуют вразрез с потребностями общества.
Правильное познание законов исторического развития в целях преобразования общества дает
только марксизм. Книга Плеханова имела большое значение в пропаганде научного,
материалистического мировоззрения. На этой книге, указывал В. И. Ленин, «воспиталось целое
поколение русских марксистов...» (Соч., т. 16, стр. 243).

Много дала марксистскому рабочему движению в России программа группы «Освобождение
труда». В основном она верно для своего времени определила путь борьбы и задачи русских
марксистов. В ней подчеркивалось, что только рабочий класс является самостоятельным борцом
за социализм. Конечная цель пролетариата — замена капитализма новым общественным строем
— коммунизмом. Предварительное условие достижения этой цели — завоевание рабочим классом
политической власти. В программе была провозглашена необходимость образования
революционной рабочей партии, первой политической задачей которой является низвержение
самодержавия. Однако это была программа еще не боевой политической партии, а заграничной
организации революционеров, действовавшей в условиях отсутствия в России широкого и
самостоятельного рабочего движения. Этим объясняется абстрактность и расплывчатость многих
положений первого программного документа русских марксистов.

Группа «Освобождение труда» развеяла народническую иллюзию о возможности перехода России
в то время непосредственно к социализму. Такое представление было и теоретически и
исторически неверно. Самым насущным вопросом революционной борьбы являлась ликвидация
остатков крепостничества, свержение самодержавия; следовательно, страна непосредственно
стояла перед буржуазной, а не перед социалистической революцией. В этом указании первой
русской марксистской группы — ее несомненная заслуга.

Однако группа неясно представляла себе расстановку классов в предстоявшей буржуазной
революции и не смогла дать правильную оценку места и роли буржуазии и крестьянства в
революции, заняла непоследовательную и противоречивую позицию в этом вопросе. В некоторых
произведениях Плеханов ошибочно заявлял, что пролетариату в своей политике следует
ориентироваться на буржуазию, а революционную роль крестьянства игнорировал.
Высказывалась также мысль, что не следует пока пугать либеральную буржуазию «красным
призраком» социализма и что поэтому нужна такая программа, под которой подписались бы и
либералы. Будущая рабочая партия в России представлялась подобием тех социал-
демократических партий, которые были тогда в Западной Европе. Все эти ошибочные взгляды
способствовали впоследствии отходу деятелей группы от марксизма и привели их в лагерь
оппортунизма.

Энгельс приветствовал образование в России первой марксистской организации. Плеханов
участвовал в основании II Интернационала, на первом конгрессе которого в 1889 году выступил с
речью.

Группа «Освобождение труда» сыграла видную роль в истории России. Теоретические труды
Плеханова обогатили русскую культуру. В освободительном движении возникло марксистское
направление. Полоса безраздельного господства народничества в революционном движении
России кончилась. Под меткими ударами марксистской критики рушились традиционные
народнические устои революционной идеологии того времени. Однако еще было далеко до
идейного разгрома народничества. Оно все еще пользовалось большим влиянием среди
революционной интеллигенции и передовых рабочих и являлось главным идейным препятствием
на пути марксизма. Марксизм прокладывал себе дорогу с боями, проникая все глубже в
революционное движение, все сильнее влияя и на многих народников. Одним из свидетельств
этого является деятельность группы Александра Ильича Ульянова (старшего брата В. И. Ленина).
В программе группы видно влияние марксизма: социализм рассматривается как неизбежный
результат капитализма, придается серьезное значение рабочим, как ядру социалистической
партии. Но политическая борьба понимается еще в заговорщическо-террористическом духе. Сама
группа назвала себя «Террористическая фракция партии «Народная воля»». Попытка группы
организовать 1 марта 1887 года покушение «а царя потерпела неудачу. Руководители группы, в
том числе и А. И. Ульянов, были казнены.

Только в борьбе с народничеством мог вырасти и окрепнуть марксизм в России.

Деятельность группы «Освобождение труда» расчищала путь для создания марксистской рабочей
партии в России. Но группа не была практически связана с массовым рабочим движением. Место
этой первой марксистской организации в истории рабочего движения и пролетарской партии в
России точно определено В. И. Лениным;

«Группа «Освобождение труда» лишь теоретически основала социал-демократию и сделала
первый шаг навстречу рабочему движению» (Соч., т. 20, стр. 255). Критический пересмотр
теории и практики народничества происходил и в России. На тайных собраниях революционно
настроенной молодежи шли горячие споры, продолжались настойчивые поиски новых путей.
Большое воздействие на революционные круги оказывала группа «Освобождение труда», своей
деятельностью серьезно подорвавшая влияние народничества. Революционная мысль развивалась
на почве рабочего движения, которое продолжало расти, несмотря на жестокую политическую
реакцию, воцарившуюся в России. В 80-е годы произошло 446 стачек и волнений, в первой
половине 90-х годов — 232 стачки с участием 157 тысяч рабочих.

Особенно выделилась своей организованностью стачка на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве в
январе 1885 года. Во главе стачки стояли талантливые руководители Петр Моисеенко и Василий
Волков. Моисеенко ранее был членом «Северного союза», изведал тюрьму и ссылку. На тайном
совещании наиболее активных рабочих были выработаны требования к фабриканту восстановить
прежние расценки и сократить штрафы. Стойкость и бесстрашие рабочих поразили широкие
общественные круги, напугали царское правительство, Стачку подавили вооруженной силой.
Около 600 рабочих выслали, 33 посадили на скамью подсудимых. Но на суде раскрылась такая
потрясающая картина издевательств над рабочими, что даже присяжные царского суда на все 101
пункт обвинения ответили: «Нет, не виновен». Реакционная газета «Московские ведомости» с
озлоблением писала о «сто одном салютационном выстреле в честь показавшегося на Руси
рабочего вопроса». Несмотря на то что вожаки стачки Моисеенко и Волков были оправданы по
суду, жандармы не выпустили их из своих лап. Они были сосланы. Волков вскоре умер.
Моисеенко впоследствии стал большевиком.

Морозовская стачка говорила о пробуждении классовой солидарности и сознательности рабочих.
Рабочие почувствовали значение руководства и организации. Когда Волкова и Моисеенко ввели в
зал суда, все находившиеся там рабочие встали и поклонились им в пояс.

Царское правительство вынуждено было вскоре издать закон о штрафах, который несколько
ограничил произвол капиталистов.

Морозовская стачка стала знаменательной вехой в российском рабочем движении. В. И. Ленин
впоследствии характеризовал ее как массовую стачку при участии единичных социалистов.
Морозовская стачка красноречиво показала, какой грозной силой может стать рабочий класс,
руководимый крепкой организацией.

Борьба пролетариата оказывала воздействие на движение революционной мысли к марксизму.
Наряду с заграничной группой «Освобождение труда» появились марксисты и внутри России,
прежде всего в Петербурге. Здесь зимой 1883/84 года возникла марксистская организация,
принявшая название «Партия русских социал-демократов» и вошедшая в историю как
благоевская группа. Ее организатором был студент Петербургского университета болгарин Д.
Благоев, впоследствии основатель Социал-демократической, а затем и Коммунистической партии
Болгарии.

Между группой Благоева и группой «Освобождение труда» вскоре установилась связь.
Благоевская группа развернула пропаганду марксизма среди рабочих и студентов Петербурга. Ею
было организовано до 15 рабочих кружков. В 1885 году группа тайно издала два номера газеты
«Рабочий». Это была первая социал-демократическая рабочая газета в России.

Царская полиция напала на след группы и в начале 1887 года разгромила ее. Но деятельность
благоевской группы не прошла бесследно. Посеянные ею семена дали всходы. Группа положила
начало систематической пропаганде марксизма среди рабочих в политическом и промышленном
центре страны — в Петербурге.

Осенью 1885 года возникает еще одна марксистская организация в Петербурге, принявшая
позднее название «Товарищество санкт-петербургских мастеровых». Ее организатором был П. В.
Точисский. Группы Благоева и Точисского действовали еще разрозненно, они не были связаны
между собой. Заслугой «Товарищества» является установление крепких организационных связей
с передовыми рабочими. В его кружках воспитывались такие замечательные рабочие-
революционеры, как Е. А. Афанасьев (Климанов) и В. А. Шелгунов. Впоследствии Точисский,
Шелгунов и Климанов стали членами большевистской партии.

В 1888 году полиция разгромила «Товарищество». Избежавшие ареста рабочие обеспечили
преемственную связь с новой организацией, сложившейся в 1888—1889 годах. Она известна по
имени своего организатора как группа М. И. Бруснева. Постепенно брусневская группа выросла в
стройную организацию. Почти во всех районах Петербурга были кружки, .принадлежавшие к
этой группе. Всего насчитывалось до 20 кружков, по 6—7 рабочих в каждом. Был создан первый
марксистский кружок среди работниц.

Брусневцы стремились сблизиться с рабочими. В связи с некоторыми стачками они выпускали
воззвания. В 1891 году передовые рабочие приняли участие в похоронах писателя-демократа Н.
В. Шелгунова. На венке, который они несли, было написано: «Н. В. Шелгунову, указателю пути к
свободе и братству, от петербургских рабочих». В том же году брусневцы организовали впервые
в России празднование 1 Мая. На тайной сходке за городом собралось 70—80 рабочих. Сами
рабочие выступили с речами, которые потом были, тайно отпечатаны и широко распространены.
Это были первые социал-демократические демонстрации передовых рабочих, но массовое
движение еще отсутствовало.
Многие члены группы стали активными участниками социал-демократического движения.
Видным деятелем партии впоследствии был рабочий Ф. А. Афанасьев.
В 1892 году жандармы разгромили брусневскую группу. Уцелело лишь небольшое ядро,
сохранившее связи с некоторыми рабочими кружками.

К концу 80-х годов марксизм распространяется в ряде районов России. Появляются марксистские
кружки в Москве. Одним из районов пропаганды марксизма становится Поволжье: Казань,
Самара (Куйбышев), Нижний Новгород (Горький). Здесь большое влияние на переход
революционеров к марксизму оказал Н. Е. Федосеев, талантливый и преданный революционер.
Впоследствии он погиб в сибирской ссылке. Возникают марксистские кружки на Украине — в
Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе (Днепропетровск), Организатором первых
марксистских кружков на Украине был видный революционер Ю. Д. Мельников.

К первым русским марксистам принадлежал Владимир Ильич Ленин (Ульянов), основатель и
вождь партии большевиков, партии коммунистов. В 1887 году, семнадцатилетним юношей, он
принял участие в революционном выступлении казанских студентов, был арестован и выслан. Так
В. И. Ленин вступил на путь революционной борьбы. Страстная ненависть ко всякому произволу
и угнетению, горячая любовь к простому человеку труда сделали В. И. Ленина революционером.
Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение трудящихся от угнетения и эксплуатации,
борьбе за счастливое будущее человечества. В. И. Ленин воспринял традиции величайшего
героизма и беззаветного самопожертвования русских революционеров, своих предшественников,
но пошел другим путем, свободным от их ошибок, путем революционного марксизма.

Изучив произведения К. Маркса и Ф.Энгельса, В. И. Ленин стал убежденным марксистом. В
конце 1888 года он принял участие в одном из казанских марксистских кружков. В 1889 году В.
И. Ленин переехал в Самару, организовал там марксистский кружок и установил связи с
марксистами Нижнего Новгорода, Владимира, Петербурга. В. И. Ленин уже тогда играл видную
роль в распространении марксизма в России. В марксизме В. И. Ленин видел могучее орудие
революционного преобразования мира, освобождения трудящихся от экономического,
политического и духовного рабства.

В. И. Ленину было чуждо книжное, отвлеченное восприятие марксистской теории. Для него
марксизм всегда был не догмой, а живым руководством к революционному действию. Уже в
начале своей революционной деятельности В.И.Ленин, владея марксизмом, приступил к решению
важнейшей теоретической задачи русских марксистов — всестороннему исследованию
общественно-экономического строя тогдашней России, ее экономического развития и классовых
взаимоотношений.

Без такой работы нельзя было до конца разгромить народничество и научно разработать
программу и тактику рабочей партии в России.

Весной 1893 года В. И, Ленин в статье «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни»
— первой из сохранившихся его литературных работ — изложил ряд важных мыслей. Он
доказывал, что в недрах крестьянства назрели глубокая экономическая рознь и классовые
противоречия, что крестьянство распадается на три основные группы: бедную, среднюю и
зажиточную, что капитализм в России развивается с неудержимой силой. Эта статья показывает,
с каким мастерством молодой Ленин применял метод марксизма к анализу сложнейших вопросов
русской жизни.

1883—1894 годы были периодом медленного и трудного роста социал-демократического
движения в России. Сторонников нового, марксистского учения было очень мало. Во всей
огромной стране насчитывалось немногим более десятка небольших марксистских групп и
кружков в крупных городах. Эти кружки занимались пропагандой лишь среди передовых
рабочих, они не вели политической работы в массах. Социал-демократия переживала тогда, писал
В. И. Ленин, процесс утробного развития.

В идейных схватках с народниками закалялись первые русские марксисты. Учение научного
социализма ярким светом озарило им путь дальнейшей борьбы, свои знания они несли рабочим. В
революционных кружках шла острая борьба между марксистами и народниками. Все больше
передовых рабочих и революционеров-интеллигентов становилось убежденными марксистами. Из
поколения марксистов конца 80— начала 90-х годов вышли видные деятели большевистской
партии: М. Ф. Владимирский, В. В. Боровский, Л. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, В. К.
Курнатовский, А. В. Луначарский, М. Н. Лядов, Н. А. Семашко, П. И. Стучка, М. Г. Цхакая, А. Д.
Цюрупа, В. Л. Шанцер (Марат), А. Г. Шлихтер и многие другие. Под влиянием идей марксизма
формировались в эти годы будущие пролетарские писатели А. М. Горький и А. С. Серафимович.
Марксизм становился заметной силой в духовной и политической жизни страны. Влияние
народничества было серьезно подорвано.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

В связи с развитием капитализма и появлением промышленного пролетариата в царской России
во второй половине XIX века все сильнее разгоралась революционная борьба. Она выражалась в
рабочем движении, крестьянских волнениях и в деятельности революционных организаций.
Цюрупа, В. Л. Шанцер (Марат), А. Г. Шлихтер и многие другие. Под влиянием идей марксизма
формировались в эти годы будущие пролетарские писатели А. М. Горький и А. С. Серафимович.
Марксизм становился заметной силой в духовной и политической жизни страны, Влияние
народничества было серьезно подорвано.

Первоначально социалистическое учение и рабочее движение существовали в России раздельно,
как в свое время во всех странах, где начиналась революционная борьба. Постепенно на почве
российского рабочего движения, в результате кризиса народничества и под влиянием успехов
западноевропейского пролетариата возникли первые марксистские организации в России.
Организованная Плехановым в 1883 году группа «Освобождение труда» нанесла серьезный
идейный удар народничеству и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Марксизм в России развивался и креп в борьбе с народничеством. Но старые, отживающие
взгляды никогда не уступают своего места без упорного и ожесточенного сопротивления.
Потребовались годы решительной идейной борьбы с народничеством, пока марксизм победил и
стал теоретической основой рабочего движения в России.

Первые марксистские группы и кружки не были еще связаны с рабочим движением. До середины
90-х годов марксизм в России оставался идейным течением, не связанным с рабочим движением.
Развитие борьбы пролетариата и деятельность марксистских организаций подготовили условия
для соединения научного социализма с массовым рабочим движением, для возникновения
марксистской партии в России. Задача создания марксистской партии была решена В. И.
Лениным.

Наступала новая эпоха в истории рабочего класса и революционного движения в России.

Далее

 

Default Template for Easy Text To HTML Converter  

Hosted by uCoz