КОМПЛЕКС ГЕРОСТРАТА

Письмо в «Советскую Россию»

В 356 году до нашей эры некий Герострат сжег храм Артемиды в г. Эфес, который считали одним из семи чудес света. Так он хотел прославиться. С той поры его имя стало нарицательным. И в наше время встречаются люди, одержимые комплексом Герострата.

Поддерживаю Обращение ученых из разных областей знаний к президенту Российской академии наук Ю.С.Осипову и ставлю под Обращением свою подпись.

Как ученый с 40-летним стажем исследовательской и преподавательской работы и как автор множества публикаций по проблемам истории нашей страны, выражаю свой протест по поводу безответственных выступлений в СМИ г-на Лаврова от имени Института российской истории РАН. Его предложения ликвидировать Мемориал захоронений на Красной площади, убрать памятники выдающимся деятелям советского периода, произвести масштабные переименования городов, улиц, площадей, заменить рубиновые звезды Кремля на двуглавых орлов и тому подобное поражают воображение своей чудовищностью, а сам он напоминает желавшего обрести славу Герострата.

В нынешней России и без него геростраты в избытке. М.Горбачев, Б.Ельцин, Е.Гайдар, А.Чубайс... Да разве перечислить всех разрушителей великой страны!

Им мало того, что они разворовали и разграбили созданные советским народом богатства. Они понимают: когда придет время отвечать за свои преступления, народ спросит с них по полной программе. Вот и хотят они вычеркнуть из памяти народа семь с половиной десятилетий Страны Советов — самые яркие страницы российской истории. Этому черному делу служат господа лавровы. Их разнузданное охаивание советского периода являет собой попытку уничтожить российскую историческую науку, насаждать беспамятство, оправдать разрушителей великой страны. Вместо исторических знаний от них исходит обволакивающая факты грязная пена лжи. Здесь уже не приходится говорить о переменах в мировоззрении или теории исторического процесса.

Умышленное извращение советского периода нашей истории — осевая линия идеологической политики криминального капитала, правящего ныне Россией. История, сочиняемая господами лавровыми, давно стала орудием политического насилия. Особенно опасна она для молодого поколения, не защищенного иммунитетом собственного жизненного опыта. Незнание своей истории, беспамятство делают человека податливым любым внушениям, которые ежедневно льются из печатных изданий, теле- и радиоэфира.

История народа — непрерывный процесс. Нельзя изолировать прошлое от настоящего и будущего. Существует «живая связь времен», и она называется историей. Однако в последние годы имеют место попытки вычеркнуть из истории нашей страны ее советский период. Наиболее выпукло это проявилось в школьном(?!) курсе отечествоведения, подготовленном коллективом авторов под руководством профессора И.Б.Чубайса, родного брата известного «прихватизатора», сыгравшего роковую роль в разграблении российской (советской) экономики и ее последующей криминализации. «Один из ключевых моментов курса состоит в том, что после 1917 года страна оказалась разорванной во времени, — говорит Чубайс корреспонденту «Известий». — Существуют как бы две России: дооктябрьская и послеоктябрьская. Мы находимся в полосе идентификационного кризиса, утрачена наша идентичность: кто мы, какие мы, куда мы идем. Восстановить ее можно, воссоединив разрыв, прежде всего в нашем сознании, продолжив логику развития страны, утраченную в ХХ веке» (Известия», 24.10.04).

По Чубайсу выходит, что из российской истории, как и из истории других государств, возникших на месте Союза Советских Социалистических Республик, выбрасываются три четверти века, в течение которых произошли великие свершения и преобразования, оказавшие огромное влияние на мировое развитие. Вычеркнуть из нашей исторической памяти эти три четверти века — значит увести от ответственности тех, кто разрушил и разграбил страну, оправдать тех самых преступников, место которым в тюремной камере, а не в офисах и органах власти.

Россия явила миру первый опыт строительства социализма. По этому пути она шла в одиночестве около трех десятилетий, испытывая давление враждебных сил и изнутри, и извне. Здесь начало многих мыслимых и немыслимых сложностей и трудностей в создании нового общества. При этом следует помнить, что это общество создавалось в стране, разоренной тремя войнами — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Три года Гражданской войны были отягощены вооруженной интервенцией «великих держав» и послушных им сателлитов. Потому многое делалось с крайним напряжением сил, с надрывом. За два десятилетия до нападения Германии СССР осуществил такие преобразования в промышленности, сельском хозяйстве, культуре, науке, прошел такой путь, на какой странам Запада потребовался целый век.

А с какого рубежа Россия начала свое движение по пути социализма? Крепостное право формально отменили всего за полвека до Октябрьской революции, но фактически оно задержалось еще на двадцать лет, а в некоторых случаях прекратилось еще позже. Право создавать политические партии, профессиональные союзы, пользоваться буржуазными свободами царь «даровал» всего за двенадцать лет до Октябрьской революции. Первые две Государственные думы были распущены по воле царя, едва начав работу, и только третья Дума, созданная на основе не прямых, не равных и не всеобщих выборов, работала полный срок. Самодержавная власть рухнула всего за восемь месяцев до Октябрьской революции.

Буржуазное Временное правительство в период своего существования так и не созвало Учредительное собрание, хотя назначало дни выборов и созыва. Почему? Потому что не хотело, зная, что на выборах буржуазию ждет полный крах. Так и произошло. В 1917 году народы России твердо выразили свою «волю к социализму»: сначала на ІІ Всероссийском съезде Советов, а чуть позже — на организованных уже при советской власти выборах в Учредительное собрание, где кадеты (главная партия российской буржуазии) получили всего несколько процентов депутатских мест. Свыше 90% депутатов Учредительного собрания составляли социалисты — Партия социалистов-революционеров (она была расколота на «правых» и «левых») и две российские социал-демократические рабочие партии — большевиков и меньшевиков.

Строительству социализма в России предшествовали два века никем не ограниченной власти одного человека — царя. В то время даже принадлежность к литературному кружку считалась государственным преступлением. До 1906 года в стране отсутствовал всякий опыт буржуазного парламентаризма.

Вот с таким наследством россияне начинали свое движение к социализму под руководством партии В.И.Ленина. Но вскоре обнаружилось, что не все «социалисты» готовы идти к социализму. Оказалось, быть социалистами на словах хотели многие. Но не все были готовы к нему идти. Это стало одной из причин раскола социалистов на сторонников и противников революции. Партия В.И.Ленина, вынужденная взять на себя всю ответственность за строительство социализма, стала объектом беспрерывной ожесточенной травли и клеветы со всех сторон, а страна оказалась под угрозой почти беспрерывной военной опасности, в положении «осажденной военной крепости».

Социализм от идеи до ее воплощения в общественную систему прошел в России путь протяженностью всего в одну революцию — Октябрьскую. Этого было достаточно, чтобы раскрыть его величайшие преимущества как формы общественного устройства, но явно недостаточно для того, чтобы превратить его в совершенную общественную систему.

Необходимость второй революции была осознана сначала в виде «реформ Хрущева», потом — как «перестройка». Вторую революцию поддержал весь народ, а погубили ее «вожди». Если Октябрьскую революцию возглавили и продолжили гении, то последующие — деятели с кругозором курицы вроде Хрущева и Горбачева... События «перестройки» народ принял как продолжение Октябрьской революции и потому поддержал их. В действительности же «вожди» повернули «перестройку» на путь скрытой контрреволюции со всеми вытекающими последствиями, включая прямое предательство. Примеры тому — Яковлев, Ельцин, Горбачев.

Что могла принести нашей стране вторая революция, показывает Китай. Как и мы, он прошел трудный путь от отсталости к прогрессу современного образца. В своих исканиях он пережил утопический «великий скачок» и бессмысленную, разрушительную «культурную революцию», равнозначную гражданской войне. Через тридцать лет китайская революция нашла наконец свое истинное продолжение. Ей потребовалось еще целое десятилетие, чтобы привести в действие истинные преимущества социализма. Фактически в стране произошла вторая революция.

Пример Китая свидетельствует, что преимущества социализма работают не сами по себе, а лишь в том случае, если руководство страны способно проводить адекватную ситуации политику, не поступаясь принципами социализма. Вторая китайская революция победила в несравнимо более тяжелых условиях, чем те, что были у нас в годы «перестройки», когда мы проиграли. Будущее Китая завидно: в ближайшие 15—20 лет он обгонит США и станет сверхдержавой по всем показателям, а не только по численности населения. И все это — благодаря социализму. Пора учить китайский язык.

Опыт других стран показал: путь к социальному прогрессу проходит через революцию или преобразования, равные ей по значению. В рамках совершенствования буржуазной системы отношений Франции, например, потребовалось пережить четыре революции (1789—1794 годов, 1830, 1848 и 1871 годов), Испании — шесть (1808—1814 годов, 1820—1823 годов, 1833—1843 годов, 1854—1856 годов, 1868—1874 и 1931—1939 годов), США — две (1775—1783 годов — война за независимость и 1861—1865 годов — гражданская война), Германии — две (1848—1849 и 1918—1919 годов), Англии — две (1640—1653 годов и 1688—1689 годов — так называемая Славная революция). Этот перечень можно продолжать и продолжать. Не на последнем месте стоит в нем Россия.

Революции — непройденный этап человечества. Они не остались в прошлом. Как бы их ни хулили наши «демократы», но лимит на революции далеко не исчерпан и в России. Свидетельств тому предостаточно. Так что напрасно стараются некоторые вытравить из памяти россиян всякую мысль о советском социализме.

Амнезия, то есть полная или частичная потеря памяти, как медицинское явление заставляет страдать одного человека. Социальное беспамятство ведет к трагедии национального масштаба. Историческая память формирует интеллект и человека в частности, и нации в целом. Она составляет ту ткань, которая обеспечивает связь времен, преемственность поколений, социальную идентификацию. Однако это по понятным причинам не всем нравится.

Что же касается геростратов, то пора их ставить на место.

Николай КИРСАНОВ,
профессор Государственного университета по землеустройству,
доктор исторических наук


Copyright by AslanBek. All rights reserved.
Hosted by uCoz